Биография и личная жизнь Марата Гельмана, его жена и успех галериста
Биография Марата Гельмана
Бывший политтехнолог и знаменитый российский галерист Марат Гельман в современной культурной среде известен как скандалист, провокатор, приверженец протестных, экстраординарных форм искусства. Некогда этот человек оказывал огромное влияние на культурную жизнь России, а сегодня значится в числе иностранных агентов.
Начинал Марат Александрович Гельман как коллекционер, сумел достичь звания самого известного российского галериста и арт-менеджера. Он умудрился пробиться в политическую и телевизионную среду, непродолжительное время замещал директора «Первого канала». Но больше всего в России Марат Александрович известен как экс-директор Пермского музея современного искусства.
Детство и образование
Гельман Марат Александрович появился на свет 24 декабря 1960 года в молдавской столице. Все детство прошло в солнечной Молдавии. Воспитывался в творческой семье, что повлияло на выбор им профессиональной деятельности.
Рождение и семья
Родился Марат в семье Александра Исааковича Гельмана и Лилии Гринауцкой. Родители развелись, и мать покинула семью, когда Марат был совсем маленьким.
Отец будущего галериста был человеком сложной судьбы. Родился он в 1933 году в Бессарабии, все детские годы отмучился в гетто, его брата убили во время печально известного «Марша смерти». Молодой Александр Исаакович служил на корабле в Севастополе, затем продолжил службу на Камчатке. В дальнейшем он имел простую рабочую профессию, но грезил о писательской карьере. Сначала он писал статьи, потом попробовал сочинять пьесы, и у него это замечательно получалось. В итоге Александр Исаакович стал известным драматургом и публицистом, по его пьесам стали ставить спектакли в МХАТ.
Второй женой Александра Исааковича стала киносценарист Татьяна Калецкая, по сценарию которой снят фильм «Ночная смена». Мачеха хорошо относилась к маленькому Марату, который в то время учился в средней школе №37 Кишинева. Мачеха родила второго ребенка. Младший брат Марата Павел тоже пошел по творческому пути, стал сценаристом. Сам же Марат в школьные годы увлекался изобразительным искусством, но стать художником не мечтал.
Образование и увлечение искусством
Окончив школу в 1977 году, Марат мечтал пойти по отцовским стопам, связать жизнь с театральным искусством. В 23 года парень поступил в Московский институт связи, который окончил в 1983-ем с дипломом инженера. В студенческие годы Гельман подрабатывал механиком в МХАТ, затем получил технические должности также в «Современнике» и театре Маяковского. Но остаться в театральной среде у парня не получилось. После учебы вернулся в родной Кишинев, где до 1986-го работал инженером.
Работу свою Марат не любил, и, когда в стране была отменена тунеядская статья, сразу написал заявление об увольнении, чтобы посвятить себя бизнесу и писательскому творчеству. Он сел в директорское кресло Кишиневского центра научно-технического творчества молодежи, одновременно строчил на печатной машинке роман и думал, как построить бизнес в сфере, связанной с произведениями искусства.
Карьерные достижения
Судьбоносное событие в жизни Гельмана произошло в 1987 году, когда он организовал в Кишиневе первую в своей карьере выставку московских живописцев. Выставка имела колоссальный и финансовый, и публичный успех. Вдохновленный Марат, отправившись в Москву, чтобы отдать участвовавшим в выставке художникам причитающиеся гонорары, решил, что пришла пора делать карьеру в столице России. В 1990-ом он уволился с должности директора центра творчества молодежи.
Первые шаги в искусстве и галерейная деятельность
Карьеру Гельман начал в качестве коллекционера предметов искусства. Однако, не имея опыта, первую коллекцию он собрал неудачно, не учел ценность произведений. Чтобы повысить компетентность, Марат отправился учиться за границу, получать знания в сфере современного искусства. Одновременно он вынужденно занялся продажей предметов искусства, то есть его можно назвать первым в истории Советского Союза дилером арт-произведений.
В 1992-ом уже образованный и опытный Гельман открыл резонансную выставку украинских авторов «Южнорусская волна». На вопросы о своем успехе Марат отвечал, что это всего лишь ряд удачных стечений обстоятельств. В 1990-ом, реализовав несколько ценных произведений из своей коллекции, Марат организовал собственную галерею искусств. Она существовала 22 года и 3 раза меняла вывески и адреса:
- с 1990-го до 1995-го — Gallery Guelman в Центре современного искусства в районе Якиманка;
- с 1995-го до 2007-го — M. Guelman Gallery на Малой Полянке;
- до 2012 года — «Галерея М. и Ю. Гельман» в Центре современного искусства «Винзавод».
Галерея Марата Гельмана стала первой в России выставочной площадкой, представляющей концептуалистские и постмодернистские произведения.
Сотрудничество с художниками и проекты
В галерее Гельмана выставлялись почти все известные в то время представители современного искусства: концептуалисты Дмитрий Пригов и Юрий Альберт, акционисты Анатолий Осмоловский и Олег Кулик, постмодернист Павел Пепперштейн, представитель «Новой академии» из Питера Тимур Новиков. Также именно галерея Марата Гельмана представила публике зачинателей медиаискусства.
В 1990-ые Марат Гельман с энтузиазмом продвигал постсоветское искусство на международной творческой арене. Он стал плотно сотрудничать с крупными галереями Нью-Йорка, благодаря чему мир узнал о современных художниках России. В то же время Марат Александрович привозил произведения знаменитых зарубежных художников в Россию. Например, в 1994 году в галерее, когда она еще располагалась на Якиманке, были организованы резонансные выставки знаменитых представителей современного искусства Энди Уорхола «Альтер Эго» и Йозефа Бойса «Дневник Леонардо».
С 2002-го по 2004 год в Киеве действовал филиал выставочной галереи Гельмана, но он вынужден был закрыться из-за финансовых проблем.
Работа на «Первом канале»
Летом 2002 года Марат Гельман получил должность заместителя генерального директора канала ОРТ. Он руководил аналитическим отделом. Но уже в феврале 2004-го Марат Александрович подал заявление на увольнение. Причина, по его собственным словам, заключалась в том, что и «Первый канал», и российская власть уже «не нуждаются в его интеллектуальном обслуживании».
Участие в политических проектах и кампаниях
Политическая жизнь начала интересовать Гельмана с самого развития карьеры в Москве. В 1990-ые он был членом блока «Поколение рубежа», организовал избирательную кампанию Сергея Кириенко на должность мэра столицы. В те годы ходили слухи, что Гельман пропагандировал определенные политические взгляды среди представителей искусства. Якобы галерист работал на «Конгресс русских общин» Дмитрия Рогозина.
В 1991-ом Марат Гельман занялся политтехнологией, сотрудничал с Ефимом Островским. В 1995-ом организовал «Фонд эффективной политики». С 1997-го вместе с Глебом Павловским ежемесячно издавал журнал «Пушкин». В начале 2000-ых Гельман входил в члены правления «Медиасоюза» Любимова, противостоящего Союзу журналистов России, руководил там гильдией интернет-журналистики.
В 2001-ом по просьбе Сергея Кириенко руководил предвыборной кампанией нижегородского губернатора Ивана Склярова. В 2002 году Гельман покинул «Фонд эффективной политики», объяснив это тем, что организация превратилась «в департамент по информационному обеспечению администрации президента». В 2005-2006 годах был членом партии социал-демократов, позже примкнул к «Единой России».
Политическую сферу Марат Гельман покинул в 2012 году. Несмотря на это, продолжает яростно критиковать российскую власть. В 2021 году его внесли в список иностранных агентов, а в декабре 2022-го Марата Александровича объявили в розыск МВД.
Руководство Пермским музеем современного искусства
Началось все с выставки «Русское бедное» в Перми, которая необычайно понравилась горожанам и гостям города. Вдохновившись успехом, Марат Гельман решил открыть в Перми художественный музей. Проект оказался успешным, выставки выезжали за границу и в другие российские города, в 2009 году был создан фестиваль «Живая Пермь». На его основе появился ежегодный масштабный фестиваль «Белые ночи в Перми».
Как руководитель музея, Гельман курировал множество проектов, в том числе «Евангельский проект», «Анонимус», «Ночь в музее», «Лицо невесты», «Большой Кавказ», «Родина», «Icons». В марте 2009-го пермский музей PERMM обрел статус госучреждения краевого значения, стал хорошо финансироваться. Но сразу за этим последовали возмущения представителей искусства: недовольство вызывало то, что Гельман получает от государства в 3 раза больше, чем Пермская картинная галерея, а еще экспонаты, выставляемые Маратом Александровичем, были неоправданно дорогими.
Возмущались и представители Церкви. В частности, ставропольский Митрополит Кирилл усмотрел в выставляемых работах пропаганду межнациональной и межрелигиозной вражды, а также отметил, что эти произведения «не имеют отношения к подлинной культуре».
Губернатору Олегу Чиркунову, поддерживающему деятельность Гельмана, пришлось уволиться в 2012-ом. А пришедший ему на смену губернатор уволил уже самого Марата Александровича с должности директора музея. Перед этим Гельман получил отказ в открытии двух выставок. Первая «Welcome! Sochi 2014» обсмеивала символику Олимпиады. А вторая «Российское барокко» раскрывала слишком «пикантную» политическую тему митингов на Болотной площади.
Перемены в карьере
В 2012 году начались серьезные перемены в творческой деятельности Марата Гельмана.
Переформатирование деятельности и закрытие галереи
В апреле 2012 года, Марат Гельман, а также его успешные коллеги — галеристы Айдан Салахова и Елена Селина, объявили, что современное российское искусство находится в упадке, поэтому свою деятельность они будут переформатировать. Вызывала недовольство галеристов и растущая нестабильность политической и экономической жизни страны. Однако вместо переформатирования Марат вовсе закрыл свое заведение. Последняя выставка символично называлась «Считай, что тебе повезло».
Переезд в Черногорию и новые проекты
В Черногорию галерист перебрался в 2014 году, где продолжил деятельность. Там стал соавтором арт-резиденции Dukley European Art Community. Его партнерами стали Петар Чукович и Нэйл Эмильфарб. В резиденции работают художники, их произведения регулярно выставляются там же. В Черногории Марат активно развивал идеи постэкономического социума и инженерного гуманизма.
В 2018 году Гельман стал обладателем паспорта виртуальной страны Фриленд, однако гражданство у него в действительности израильское.
В октябре 2019-го Гельман вернулся в Россию. И сразу взялся за работу после длительного перерыва. Первым стал проект «Архивная история группы «Война», который прошел спокойно и без цензурных скандалов. Марат Александрович стал действовать дальше: последовали выставки «Дар Марата», «Украинский файл №1», «Живопись минус». «Дар Марата» — не просто выставка, но передача произведений из личной коллекции галериста в подарок Третьяковке. А «Живопись минус» — объединение современных художников, продолжающих заниматься классической живописью, несмотря на активное развитие альтернативных видов изобразительного искусства.
Семейная жизнь
Марат Александрович женат второй раз, растит 4-х детей.
Первый брак и рождение дочери
Первую жену галериста звали Юля Радошовецкая. Она архитектор, руководила «Галереей М. и Ю. Гельман». В этом браке родилась дочка Ева.
Второй брак и рождение детей
Вторую супругу галериста зовут Анастасия Борохова. Официальный брак заключен в апреле 2015 года. В 2014-ом у пары появился сын Егор, в 2015-ом — второй сынишка, а в 2017-ом — дочка.
Дополнительные карьерные достижения
Несмотря на свою скандальную и провокационную натуру, Марат Гельман сделал немало полезного для мира искусства России.
Важные выставочные проекты и фестивали
Одним из ключевых аспектов работы галереи Марата Гельмана была организация крупных некоммерческих выставок на других площадках. Так, в заслуги Гельмана входит проведение выставок «Конверсия», «Новые деньги», «Ностальгия», «Россия-2», «VII Съезду Народных Депутатов посвящается», «Динамические пары».
С самого открытия галерея участвовала в международных фестивалях, даже таких значимых как парижский FIAC и мадридский ARCO. Также галерея в 1999 году представила Российский павильон на Венецианской биеннале.
Развитие культурной жизни в регионах России
Разорвав отношения с российской властью, Марат Александрович все же продолжил вкладываться в культурное развитие регионов России. Он просто переключился на региональную деятельность, начал искать талантливых творческих людей в регионах России и в Казахстане.
Марат Гельман фото
Организовав за свою карьеру сотни выставок, Гельман понял, что творческие люди из удаленных регионов прекрасно разбираются в современном искусстве, владеют модными средствами творческого самовыражения. Многие найденные галеристом художники из глубинки уже даже выставлялись за границей. Гельман сконцентрировался на проведении выставок и фестивалей в регионах, на создании региональных центров искусств.
Создание ассоциации «Культурный альянс»
Собранные в регионах произведения Гельман выставил в новой галерее, которую назвал «Культурный альянс». Она открылась в 2012 году на базе той самой выставочной площадки «Винзавод», что и прежняя галерея. Благодаря проводимым здесь выставкам, были открыты многочисленные творческие имена из Казахстана, Украины, Перми, Ростова, Санкт-Петербурга. В частности, огромный интерес вызвали работы творческого коллектива из Новосибирска «Синие носы». В 2015 году галерея закрылась.